Русская Православная Церковь.
Московский Патриархат
.
Главная » 2010 » Январь » 9 » Вифлеем. Место рождества Христова.

Вифлеем. Место рождества Христова.

Вифлеем - главный центр христианских паломничеств в рождественские дни. В иудейской традиции «Дом хлеба» (как переводится название города) стал почитаться еще до основания Иерусалима. Об истории Вифлеема рассказывает диакон Александр Занемонец, преподаватель истории Византии в Университете Хайфы.



- Отец Александр, когда началось особое почитание Вифлеема?

- С момента основания Израильского Царства, то есть до основания Иерусалима. Примерно в X веке в Вифлееме родился царь Давид. Он был очень почитаемым человеком, и к Вифлеему относились по-особому именно как к родине этого царя, помазанного по указанию Божию. Было также известно, что Мессия будет из рода Давидова и должен родиться в Вифлееме, это добавляло почитанию города особый мессианский оттенок. Хотя при этом он оставался обычным провинциальным городом на окраине Иудейской пустыни.

Если проводить параллели с русской историей, в каком-то смысле Вифлеем можно сравнить с Костромой - родиной бояр Романовых. Все юбилеи и годовщины, связанные с царской семьей, праздновались в Костроме. При этом в остальные дни она оставалась обычным губернским городом, не лучше и не хуже остальных.

Вифлеем возрос в своем значении в 1 века до нашей эры при Ироде Великом. Ирод много времени проводил вне Иерусалима. На полпути между столицей и Мертвым морем он построил себе загородный «бункер» Иродион. Путь из Иерусалима в эту загородную резиденцию шел через Вифлеем, что придало городу большую экономическую оживленность. В таком несколько укрепившемся в экономическом плане городе и родился Христос.

- Христиане начали почитать Вифлеем еще в апостольские времена?

- Вероятно, да. Хотя, по-видимому, после рождения Господь ни разу не был в Вифлееме. По крайней мере, в Евангелиях на это указаний нет.

Потом, в IV веке, при царице Елене, когда христианство стало официально разрешенной религией, в городе построили храм Рождества Христова, причем пещера, в которой родился Мессия, оказалась в крипте, в подземной части храма.

Во времена, когда жил Спаситель, в пещерах уже не жили, зато использовали их как подсобные помещения - подпол, помещение для скота и пр. Поэтому, когда Мария и Иосиф приходят в Вифлеем, их принимают именно в одной из таких пещер-подсобок, приспособленной под хлев.

Часто мы не находим древних домов, зато обретаем пещеры, которые к ним относились. Поэтому место рождения Спасителя сохранилось до наших дней, но уже не как часть дома, а как одно из помещений базилики.

От этой базилики сохранились лишь мозаичные полы, потому что в VI веке при императоре Юстиниане храм перестроили. После этого храм перестраивался только внешне, внутри же оставался неизменным.

Христианская община Вифлеема была невелика и большой храм в городе был не нужен. Можно с уверенностью сказать, что базилику рождества строили прежде всего имея в виду многочисленных паломников, приезжавших в город. А это говорит об особом почитании этого места.

- Храм и город сильно пострадали после персидского нашествия в 614 года?

- Тогда пострадала вся Святая земля. Персы старались разрушить всю христианскую инфраструктуру, однако базилику Рождества сохранили. Есть предание, которое рассказывает, почему так произошло. Над входом в храм было помещено изображение момента поклонения волхвов, которые традиционно считались персами и изображались как персы. Персы-завоеватели увидели его и решили: «Раз наши предки почтили это место, негоже нам его разрушать». Так что, благодаря волхвам, храм не был разрушен их потомками.

Однако вскоре Святая Земля оказалась завоевана арабами-мусульманами. Христиане оказались «каплей» в огромном мусульманском море. Естественно, мусульмане хотели захватить базилику, чтобы использовать помещение, например, держать там скот. Христианская община отстаивала свой храм и постепенно придала ему вид военной крепости. Например, большой и прекрасный вход был обложен камнями, а вместо просторных дверей оставили только маленькую калитку.

Несмотря на притеснения со стороны мусульман, небольшая христианская община в Вифлееме оставалась всегда.

Возрождение город переживает уже в XIX в, когда Османская империя ослабевает, а присутствие христиан на святой земле начинает усиливаться.

В XIX веке строится церковь Николая Чудотворца - приходской храм для местных христиан-арабов, Русская миссия устраивает семинарию для православных арабских девочек - своего рода пединститут.

На сегодняшний день Вифлеем оказался на территории Палестинской автономии. Христиан в городе становится все меньше и меньше. Еще 30 лет назад их было большинство, но теперь из-за демографического взрыва в арабском мире и уменьшения роли христианства ситуация резко изменилась. Многие арабы-христиане эмигрируют, хотя, по традиции, мэром Вифлеема, как и Назарета, может быть только христианин (неважно, православный или католик).

- Какую роль играет Вифлеем в жизни страны?

- Сегодня Вифлеем почти слился с Иерусалимом. В начале XX века в путеводителях писали, что он находится в 20 км от столицы, в середине века это расстояние сократилось до 7 км, а сейчас - до 2 км. Так что идут окраины Иерусалима, потом - овраг, по которому проходит граница между Израилем и Палестинской автономией, - и окраинные районы Вифлеема. Города не сливаются из-за этой политической границы.

Внутри Палестинской автономии Вифлеем - значимый город, прежде всего из-за своего туристического, паломнического статуса и, конечно же, близости к Иерусалиму. А так - это по-прежнему, как и во времена Христа, один из небольших городов страны. Сейчас в нем проживают всего несколько десятков тысяч человек.

Ольга Богданова.
Интернет-издание "Татьянин день".


Категория: Воскресная школа | Просмотров: 1109 | Добавил: Alenka | Рейтинг: 0.0/0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Объявления

Желающим креститься или крестить детей (отцу, матери, крестному, крестной) необходимо прийти на огласительную беседу
в субботу в 16.00

Воскресная школа
нашего храма приглашает
детей и взрослых для
изучения Православной веры.
Телефон для справок:
8-915-157-93-55
о. Александр Дружинин



Календарь

Перейти к расписанию


Евангельские Чтения