Русская Православная Церковь.
Московский Патриархат
.
Главная » 2015 » Ноябрь » 27 » РОЖДЕСТВЕНСКИЙ (ФИЛИППОВ) ПОСТ

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ (ФИЛИППОВ) ПОСТ

"Пост - дар древний, неветшающий, нестареющий, но непрестанно обновляемый и цветущий во всей красоте" (7, 6).



(28 ноября 2015 г - 6 января 2016 года)


† Первые упоминания о соблюдении Рождественского поста приходятся на IV век. До Константинопольского Собора к 1166 году не было установлено определённое количество дней этого поста. Значение его заключается в благодарственной жертве за собранные плоды и приготовлении к единению с родившимся Спасителем. Символически Рождественский пост указывает на состояние мира до пришествия Спасителя.

Этот пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется ещё Филипповым, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа, одного из двенадцати учеников Господа Иисуса Христа. После Вознесения Господа апостол Филипп, по Преданию, проповедовал Слово Божие в Галилее, сопровождая проповедь чудесами. Одним из его чудес было воскрешение младенца, которого несла на руках убитая горем мать. Когда мы соблюдаем Рождественский пост, в наших сердцах это апостольское чудо находит отклик, связанный со скорым рождением Святого Младенца...

Пост призывает нас к воздержанию. Но не правы те, кто шарахается от запретной еды, а тем более укоряет других, запугивает: будете есть то-то и то-то — Бог-де накажет болезнями и несчастьями. Ведь Устав Церкви учит, что «все, благочестиво постящиеся, строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен (то есть еды, пищи), не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещённых потому Церковью. Брашна, от которых следует воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов».

Рождественский пост не так строг, как Великий, по правилам и установлениям он ближе к Петровскому. В определённые дни (кроме среды и пятницы) разрешается рыба. Рыба разрешается и в большие праздники — Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря по н. ст.), день святителя Николая Чудотворца (19 декабря по н. ст.), в престольные праздники, на какой бы день они ни пришлись. С 20 декабря (2 января по н. ст.) пост устрожается, и рыбу не употребляют уже до самого Рождества; особо строгий пост — 24 декабря (6 января по н. ст.), в сочельник.

Рождественский пост ещё называют крупяным, потому что доброй хозяюшкой православного стола в это время является каша.

Каша — древнейшая еда. Некоторые специалисты утверждают, что хлеб как продукт произошёл от каши — густая, переваренная каша есть прообраз пресной лепёшки. Постепенно крупу для такой лепёшки стали измельчать, появилась мука, а вместе с ней — пресный хлеб. Кашей в Древней Руси называли не только крупяные блюда, а вообще все кушанья, сваренные из измельчённых ингредиентов. В старинных летописных источниках упоминаются хлебные каши из сухарей, рыбные каши, овощные и т. п. Но как правило, кашу варили из пшена, овса, ячменя, гречки и других круп.

На Руси каша всегда была одним из главнейших и любимейших блюд, да и сегодня кого ни спроси — все кашу любят: кто рисовую, кто овсяную, но больше всего русские любят гречневую. Название гречневой крупы уходит корнями в Византию. А если заглянуть ещё дальше в глубь веков, то окажется, что родина её — лесные поляны в Гималаях, где в диком виде она растёт и сейчас на высоте более 3500 метров. Посевную же гречиху в далёкие времена возделывали волжские болгары, и только в VII веке она проникла к финским и славянским племенам.

Когда-то гречиху много сеяли в Англии, мёд сбывали во Францию, а французы пекли на нем долго не черствевшие хлебцы. Большими любителями гречки, кроме русских, можно назвать и японцев.

Во время Рождественского поста в нашем рационе острее всего ощущается отсутствие белков — мяса, яиц, сыра. Холодно, организм вырабатывает много энергии, чтоб согреться, а «топливом» служат именно белки. Восполнить недостаток белка в организме помогут блюда из сои. Соевый стол очень разнообразен, и остаётся только пожалеть, что из-за недобросовестных поставщиков, постоянно пытающихся всучить нашим продавцам генномодифицированный товар, он не получил пока достаточного распространения в России. А ведь у нас на Кубани, в Краснодарском крае, выращивают прекрасную сою.

В пост необязательно отказывать себе в сладостях. Конечно, о шоколаде и мороженом лучше и не мечтать, зато фруктово ягодные десерты — ешьте сколько хотите. Готовьте салаты из сезонных фруктов, желе из ягод, запекайте яблоки и груши с мёдом и орехами, пейте свежевыжатые соки, варите кисели, компоты и морсы.

Однако всегда надо помнить: пост телесный, без поста духовного, ничего не значит для спасения души. Даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, воздержанием от супружеской жизни, исключением увеселительных мероприятий. Пост не цель, а средство смирить свою плоть и очиститься от грехов.

Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой. Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», — заповедует Святая Церковь. Сущность поста выражена в следующей церковной песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, — напрасно утешаемся неядением: ибо — если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим»,

По словам блаженного Симеона Солунского, «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое Слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».

(Наталья Викторовна ЛЯСКОВСКАЯ)

******


Как приучить себя к посту


Основа поста — борьба с грехом через воздержание от пищи. Именно воздержание, а не изнурение тела, поэтому правила соблюдения постов каждый должен соизмерить со своими силами, со степенью своей подготовки к посту.

Пост — аскетический подвиг, требующий подготовки и постепенности.
Необходимо входить в поствование постепенно, поэтапно, начав хотя бы с воздержания от скоромной пищи в среду и пятницу в течение всего года. Некоторые необдуманно и поспешно берутся за подвиги поста и начинают поститься безмерно, строго. Вскоре они или расстраивают свое здоровье, или от голода делаются нетерпеливы и раздражительны, — злятся на всех и на все, пост скоро делается для них невыносимым и они бросают его. Чтобы наше расположение к посту сделать прочным, нужно приучать себя к посту не спеша, внимательно, не разом, а постепенно — мало-помалу. Каждый сам должен определить, сколько ему требуется в сутки пищи и пития; потом понемногу надо уменьшать количество употребляемой пищи и довести его до того, что больше уже нельзя сокращать свое питание, чтобы не подвергнуться ослаблению, изнурению, — неспособности к делу. Тут главное правило, данное Самим Господом: да не отягчают сердца ваша объядением и пианством. Желающие соблюдать пост должны посоветоваться с опытным духовником, рассказать ему о своем духовном и физическом состоянии и испросить благословения на совершение поста.

Категория: Храм | Просмотров: 260 | Добавил: Сергей | Рейтинг: 5.0/1 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Объявления

Желающим креститься или крестить детей (отцу, матери, крестному, крестной) необходимо прийти на огласительную беседу
в субботу в 16.00

Воскресная школа
нашего храма приглашает
детей и взрослых для
изучения Православной веры.
Телефон для справок:
8-915-157-93-55
о. Александр Дружинин



Календарь

Перейти к расписанию


Евангельские Чтения