Русская Православная Церковь.
Московский Патриархат
.
Главная » 2015 » Апрель » 2 » Прп. Серафима Вырицкого (1949).Прп. Иакова исп., еп. (VIII–IX). Свт. Кирилла, еп. Катанского (I–II). Свт. Фомы, патриарха Константинопольско

Прп. Серафима Вырицкого (1949).Прп. Иакова исп., еп. (VIII–IX). Свт. Кирилла, еп. Катанского (I–II). Свт. Фомы, патриарха Константинопольско

«И когда увидишь умножающиеся бедствия, не унывай, но еще более ободряйся: Бог попускает их для того, чтобы прогнать твою беспечность, чтобы пробудить тебя от сна (греховного)» (39, 496).



(память 3 - апреля)


Прп.Серафим Вырицкий (в миру Василий Николаевич Муравьев) род. 31 марта 1866 г. в д.Вахромеево Ярославской губ. При крещении назван Василием. Родители-истинно верующие люди. Господь даровал мальчику сообразительность, усердие, настойчивость в достижении цели, удивительную память. В раннем возрасте он самостоятельно освоил грамоту и начала математики. Первыми книгами стали Евангелие и Псалтирь.

В юности Василий зачитывался житиями святых. В доме строго соблюдали установления Православной Церкви. С 9 лет Василий постился со взрослыми. Семья посещала храм Божий, исповедовалась и причащалась. Муравьевы совершали паломнические поездки ко св.местам. С особой радостью посещали Свято-Троицкую Сергиеву лавру, в Гефсиманском скиту к-рой подвизался старец Варнава (Меркулов).

Неожиданно Господь призвал отца, на 40-м году. Мать была болезненной, ее состояние ухудшилось. Василий стал кормильцем семьи. Односельчанин пригласил отрока на заработки в Петербург. Мать благословила, и в 10 лет Василий покинул родные края. Василий заслужил доверие хозяина. Почти все жалование отсылал больной матери.

По-прежнему владело им стремление к монашеству. В 14 лет пришел в Александро-Невскую лавру. Василию предложили встретиться со старцем-схимником, к-рому поведал о заветном желании. Услышал пророческое наставление: оставаться в миру, творить богоугодные дела, создать благочестивую семью, воспитать детей, а затем, по согласию с супругой, принять монашество..

Часы, свободные от мирских трудов, проводил в храме, читал дух. книги, молился. Занимался самообразованием, увлекся ист. науками. Обладая математ. способностями, Василий овладевал коммерчес. науками. Выезжал на родину, помогал матери, поминал ее в молитвах.

Хозяин приветствовал его богоугодную жизнь. Когда Василию стало 16, он назначил его приказчиком, через год старшим приказчиком. Молодой приказчик выезжал в Москву, Нижний Новгород и др.города России. Посещал св.места, обитель прп.Сергия Радонежского. Господь вновь привел юношу к о.Варнаве, и после продолжительной беседы старец благословил Василия быть его дух. сыном.

Около 20 лет продолжалось их дух. общение. Василий спешил в Гефсиманский скит, а о.Варнава, посещая Санкт-Петербург, всегда бывал у молодого коммерсанта. По благословению о.Варнавы совершенствовал себя в чтении молитвы Иисусовой, старался блюсти чистоту ума и противостоять греховн.помыслам. Спутницей жизни стала Ольга Ивановна, с к-рой в 1890 г. по благословению о. Варнавы Василий обвенчался.

В 1892 г. Василий открыл собственное дело. Господь даровал ему способность совмещать попечения о земном с задачами духовными.

Торг. деятельность была средством помощи Церкви и ближним. Молодой предприниматель повышатл уровень знаний. В 1895 г. стал действительным членом Общества распространения коммерч. знаний в России и поступил на Высшие коммерч. курсы. Рус. купечество всегда славилось делами милосердия и благотворительности.

Супруга Ольга Ивановна помогала ему в торг. делах, во время отсутствия успешно руководила работой предприятия. Василий Николаевич подбирал в сотрудники правосл. людей. В 1895 г. родился сын Николай, затем дочь Ольга. Последняя отошла ко Господу младенцем, после ее кончины по благословению о.Варнавы супруги жили, как брат и сестра. Молитвы дух. отца помогали устоять в этой решимости.

Помогая ряду храмов и обителей, Василий Николаевич вносил пожертвования на содержание богаделен. Муравьевы не раз принимали болящих из казенных больниц.
В 1903 г. сподобил Господь Василия с Ольгой побывать в Саровском обители. На всю жизнь сохранили память о Серафимовских днях благочестивые супруги Муравьевы. Василий Николаевич глубоко почитал батюшку Серафима. Он помнил слова преподобного, что цель жизни состоит в стяжании Духа Святого.

С отрадой взирал о.Варнава на дух. преуспеяние Василия Муравьева и щедро делился дух.опытом, готовя к иночеству. В начале 1906 г. отец Варнава занемог. Предчувствуя кончину, он в последний раз посетил основанную им Иверско-Выксунскую женскую обитель и Петербург. В Петербурге старец встретился с любимыми «детками», благодаря их за благодеяния обители Иверской, прося не оставлять ее помощью. 17 февраля старец почил о Господе.

Настоящим другом Василия Муравьева стал архим. Феофан (Быстров), духовник царской семьи и будущий архиеп.Полтавский. Их знакомство состоялось через о.Варнаву. Будущий святитель сразу увидел в Василии Муравьеве смиренного подвижника. Их сблизил интерес к наукам. Василий Николаевич любил историю, и архим. Феофан как профессор библ. истории был несравненным наставником. Они много размышляли о России, делились дух. опытом.

В 1905 г. Василий Николаевич Муравьев стал действит. членом Ярославского благотворит. об-ва. Постоянными участниками были деятели Русской Церкви, включая о. Иоанна Кронштадтского. В 1908 г. в Общество вступил Высокопреосвященный Тихон, впоследствии Патриарх Московский и всея Руси. Много лет Василий Николаевич вносил свою лепту в добрые дела общества.
В 1917 г. состоятельные знакомые Муравьевых покинули страну, надеясь пережить смутные времена за рубежом. Пришла пора гонений за веру, предсказанная угодниками Божиими. К 1920 г. число убиенных за веру достигло десяти тысяч. Перемена власти лишили Муравьевых торг. дела, и Василий Николаевич погружается в чтение творений св. отцов, изучение монастырских уставов и богослужебных книг. Он собирался поступить в Свято-Троицкую Сергиеву лавру, чтобы подвизаться у мощей наставника в Гефсиманском скиту. но неожиданно получил благословение митр. Петроградского и Гдовского Вениамина на принятие монашеского пострига в Александро-Невской лавре.3 сентября 1920 г. Муравьев получил согласие и первое монастырское послушание пономаря. Послушницей Воскресенского Новодевичьего м-ря стала супруга Ольга. 26 октября владыка Вениамин благословил постричь в монашество послушника Василия одновременно с Ольгой Муравьевой. Его нарекли именем Варнава в честь старца Варнавы Гефсиманского. В Воскресенском м-ре Петрограда пострижена в монашество Ольга Муравьева с именем Христина.

Вскоре брата Варнаву рукоположили в иеродиакона, поставив заведовать кладбищ. конторой. Это была первая школа дух. наставничества, к-рую прошел будущий отец Серафим, вырицкий старец-утешитель. Именно тогда сложились удивительно теплые отношения между лаврским иеродиаконом Варнавой и митр. Вениамином. 11 сентября 1921 митр.Вениамин возвел о. Варнаву в иеромонаха.
Понес иеромонах Варнава новое послушание главного свечника лавры. Участвуя в хоз. делах лавры, о. Варнава не забывал об иноческом делании — о молитве и дух. совершенствовании, о долге священника. За литургией лицо его озарялось дух. радостью, на богослужения с участием иеромонаха Варнавы собиралось множество народа. Шире становился круг его дух. чад, у дверей кельи чаще появлялись те, кто пришел за дух. советом и утешением.

В 20-е гг. начались репрессии против духовенства и монашествующих, насильственное изъятие церк. ценностей, ущемление дух. сословия в гражд. правах. Скорбью отозвались в душе о. Варнавы аресты друзей и сподвижников, пришли и скорби, связанные с обновленчеством. 17 июля 1922 г. в лавру явился обновленч.«архиепископ»-самосвят Николай Соболев и заявил о правах на лавру, потребовав прекратить возношение за богослужениями Патриарха Тихона. «Красными двадцатками» захвачена часть лаврских храмов и строений. Обновленцы попытались образовать «церк.совет», чтобы взять власть в лавре, ограничить полномочия монашеского Дух. Собора лавры.

Понимая, что существование Александро-Невской лавры находится под угрозой, архим.Иоасаф осн. усилия направил на то, чтобы отстоять лавру и сохранить братию. Решение было компромиссным: формально признать обновленч. «епарх. управление», прекратить поминовение Патр. Тихона, но управлять лаврой самостоятельно, не допускать новшеств,обновленцев. Иеромонах Варнава , духовник обители архим. Сергий и иеромонах Варлаам выступили с увещанием пребывать в послушании руководству лавры. После освобождения в июне 1923 г свт. Тихона лавра вернулась под патриарший омофор. Стараниями архим.Иоасафа, поддержкой отца Варнавы и его сподвижников удалось сберечь обитель. С духовником обители архим. Сергием (Бирюковым) он стал настоящей опорой для братии. Руководство и братия лавры решили избрать иеромонаха Варнаву членом Дух. Собора с назначением его на пост казначея.

Во второй пол. 1926 г. архим. Сергий (Бирюков) готовил о. Варнаву к принятию послушания духовника. По традиции члены епископата Петроградской и Новгородской епархий окормлялись у духовника Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Слово «старец» обязывало ко многому. И о.Варнава решил облечься в великую схиму. На рубеже 1926-1927 гг.. при постриге в великую схиму он наречен именем Серафим в честь прп.Серафима Саровского.

По принятии о.Варнавой великой схимы состоялось собрание братии Александро-Невской лавры, где иеросхимонах Серафим избран дух.руководителем и членом Дух. Собора лавры. В кон.1927 г. архиеп. Алексий (Симанский), управлявший Новгород. епархией, приехал к духовнику Александро-Невской лавры за советом. Он опасался очередного ареста и гонений за дворян. происхождение. О.Серафим предсказал владыке Алексию его будущее служение за 18 лет до избрания на патриаршество. Указал лаврский схимник будущему Патриарху срок его служения — 25 лет. Неоднократно подавал он советы др. дух. чадам. Многим в ту пору советовал батюшка обращаться к молитве Иисусовой. Старец предвидел усиление гонений, когда Россия превратится в единый концентрационный лагерь.

После выхода послания митр.Сергия и Свящ. Синода о.Серафим твердо принял сторону Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. Человек, в 1927 г.предсказавший патриаршество архиеп. Алексию (Симанскому), знал о дальнейшем пути многострадальной Русской Церкви. Он всегда уверял в необходимости поминать имя митр. Сергия .

Духовником Александро-Невской лавры иеросхимонах Серафим пребывал три года. Во время ежедневных многочасовых исповедей подолгу стоял на холодном каменном полу. Главный храм почти не отапливался, на стенах выступал иней.

Постоянное переохлаждение, неимоверные перегрузки дали о себе знать, здоровье о. Серафима ухудшилось. Врачи признали межреберную невралгию, ревматизм и закупорку вен нижних конечностей. Боли в ногах стали невыносимыми. О. Серафим мужественно продолжал исповедовать. Лицо старца было озарено светлой радостью, но настал день, когда о.Серафим просто не смог подняться с постели. Ему шел 64-й год. Появились застойные явления в легких и сердеч. недостаточность. Рекомендована Вырица. Митр.Серафим (Чичагов), что владел медицин. знаниями, ознакомился с заключением медицин.комиссии и благословил переезд. Смиренный духовник лавры принял это за послушание. С ним по благословению владыки в Вырицу отправились схимонахиня Серафима (Ольга Муравьева) и их 12-летняя внучка Маргарита,юная послушница Воскресенского м-ря. Они часто приезжали в лавру, навещая о.Серафима. Теперь уход за ним стал главным их послушанием.

Вскоре по Петроградской епархии прокатилась волна жестоких репрессий. Гефсиманской стала для монашествующих ночь на 18 февраля 1932 г. Гонители арестовали более пятисот иноков. К ноябрю 1933 г. число действующих храмов в Петербурге сократилось с 495 до 61. Монастыри разграблены. Колокольный звон запрещен.
Поначалу вырицкого подвижника посещали только еп.Петергофский Николай (Ярушевич) и близкие дух. чада, но вскоре к блж.старцу устремился людской поток. Иногда сотни посетителей, к-рые с раннего утра до глубокой ночи «осаждали» келью старца. Родные пытались оградить батюшку, опасаясь за слабое здоровье, но подвижник сказал: «Теперь всегда буду нездоров..Пока моя рука поднимается для благословения, буду принимать людей!»

Для множества страждущих он был благодетелем, к-рый помогал духовно, практическими советами, устройством на работу, деньгами через добрых людей. К себе был строг. Никаких послаблений: пост, бдение и молитва. В понедельник, среду и пятницу старец не принимал пищи, иногда ничего не ел несколько дней. В некоторые дни вкушал часть просфоры и запивал ее св. водой, в иные — не съедал и картофелины, иногда ел немного тертой моркови. Крайне редко пил чай с малым кол-вом хлеба..Но в трудах на пользу ближних проявлял неутомимость.

Священники вырицкой Казанской церкви еженедельно причащали батюшку Святых Христовых Тайн. В келье старца всегда хранились запасные Святые Дары. Вырицкий старец принял на себя новый подвиг. После переезда в дом на Пильном проспекте он молился в саду на камне пред иконой Саровского чудотворца. Это бывало, когда улучшалось здоровье старца. Первые свидетельства о молении св.Серафима Вырицкого на камне относятся к 1935 г., когда гонители обрушили на Церковь новые удары.

С началом Великой Отечественной старец усилил подвиг моления на камне —совершал его ежедневно. Известно, что в Вырице, как предсказано старцем, не пострадал ни один жилой дом и не погиб ни один человек. Немцы,заняв Вырицу, расквартировали часть, состоящую из православных. Румыния была союзницей Германии, но о том, что вырицкая команда будет состоять из румын, уроженцев восточ. части, где исповедуется Православие, вряд ли кто мог предположить. Осенью 1941 г. по многочисленным просьбам жителей Вырицы храм открыли, в нем начались богослужения. Поначалу прихожане косились на солдат в немецкой форме, но видя, как те молятся и соблюдают чин службы, привыкли. Это был единственный правосл.храм, к-рый действовал на фронтовой полосе, причем по ту сторону фронта.

С первых дней войны о. Серафим открыто говорил о предстоящей победе рус.оружия. Весной 1944 г., после снятия блокады, митр. Алексий (Симанский) посетил Вырицу. О.Серафим, прозревая визит владыки, предупредил о нем домашних. Это было прощание митр. Алексия с вел. подвижником. Увидеться им уже не пришлось, но до конца дней они горячо молились один за другого.

В день памяти страстотерпцев Бориса и Глеба, 15 мая 1944 г. почил о Господе Патр. Сергий. 2 февраля 1945 г. на Поместном Соборе Церкви митр. Алексий (Симанский) единогласно избран Патриархом Московским и всея Руси. 25 лет, как предсказал старец иеросхимонах Серафим Вырицкий, предстояло ему совершать служение Первосвятителя Церкви.
Война поломала несметное количество судеб, и многие спешили в Вырицу узнать о судьбе ближних от о.Серафима, Кто-то узнал о пропавших без вести, другие по молитвам старца устроились на работу, третьи обрели прописку и кров, но главное — веру. В 1945 г. Господь призвал схимонахиню Серафиму (в миру Ольгу Муравьеву, супругу батюшки). Почти шесть десятилетий она была для о. Серафима преданной спутницей жизни, ее кончину подвижник пережил с ощущением, что скоро они встретятся в вечной жизни.
В последние годы о.Серафим был прикован к постели. В некоторые дни состояние здоровья ухудшалось так, что он не мог отвечать на записки, к-рые передавали через келейницу. Но только наступало небольшое облегчение, батюшка начинал прием страждущих.
Старцу был открыт час его перехода к вечности. За день до этого он благословил родных и близких иконками прп. Серафима Саровского. Ранним утром прп. Серафиму в сиянии явилась Пресвятая Богородица и жестом правой руки указала на небо.Старец причастился Святых Христовых Тайн, благословил читать Псалтирь и Евангелие. Ближе к вечеру попросил посадить его в кресло и стал молиться. Около двух часов ночи отец Серафим благословил читать молитву на исход души и, осенив себя крестным знамением, со словами «Спаси, Господи, и помилуй весь мир» отошел к вечным обителям.

Три дня шел ко гробу праведника нескончаемый людской поток. Некоторые ощущали возле гроба благоухание.

Свт. Кирилл родился в Антиохии. Он был учеником ап. Петра, который поставил его во епископа г. Катаны в Сицилии. Свт. Кирилл мудро управлял паствой, был благочестив и удостоился от Господа дара чудотворения. По его молитве горькая вода в одном источнике превратилась в питьевую, потеряв горечь; это чудо обратило к христианству многих язычников. Св. Кирилл скончался в глубокой старости, погребен в Сицилии

Свт. Фома, Патриарх Константинопольский, был диаконом, а затем, при св. Патр. Иоанне IV Постнике (582-595), ризничим в Константинопольской церкви. После смерти св.Патриарха Кириака (595-606) св. Фома в 607 г. избран на Константинопольский патриарш. престол. Святитель всемерно заботился о дух. нуждах паствы.

Во время патриаршества св. Фомы в Галатийской стране (Малая Азия) явилось грозное знамение. Тяжелые кресты, к-рые несли во время крестного хода, стали без видимой причины колебаться, ударяться друг о друга и разламываться. Вызванный Патриархом известный прозорливец старец прп.Феодор Сикеот разъяснил смысл знамения. По его словам, Церковь ожидали раздоры и беды, а государство стояло накануне разорения от варварского нашествия. Услышав это, святитель ужаснулся и попросил прп. Феодора Сикеота помолиться о нем, чтобы Бог взял его душу раньше, чем случится предсказанное разорение.

После смерти св. Патриарха Фомы (+ 610) в Церкви начались нестроения. Преемник св. Фомы Патриарх Сергий (610 - 638) впал в ересь монофелитов. Вскоре по попущению Божию за умножение ересей началась тяжелая для Византии война с персами. Греч.области в Малой Азии опустошены, Иерусалим пал, и Животворящий Крест Господень взят в плен и унесен в Персию. Так сбылись все несчастия, предзнаменованные чудом во время крестного хода.

Прп. Иаков, епископ и исповедник, с юных лет стремился к подвижнической жизни, оставил мир и удалился в Студийский м-рь, где принял монашество. Он вел суровую жизнь, исполненную трудов, поста и молитв. Благочестивый инок и замечательный знаток Свящ. Писания, прп. Иаков возведен на епископ. кафедру в Катанской Церкви (Сицилия).

Во время царствования имп.-иконоборца Константина V Копронима (741-775) св.Иаков был неоднократно принуждаем к отказу от почитания св. икон. Его томили в темнице, морили голодом, истязали, но он мужественно переносил страдания. Св. еп.Иаков скончался в изгнании.

********


Тропарь, глас 4:

Яко великаго молитвенника за землю нашу / и утешителя теплаго притекающих к тебе, / ублажаем тя, вторый русский отче Серафиме, / вся бо яже в мире красная оставил еси, / всем сердцем устремился еси к чертогам сладчайшаго Христа / и в годину лютых гонений образ кротости и смирения всем был еси: / не престай и ныне молитися за ны, / да в терпении обрящем путь покаяния / и с тобою выну славим Пресвятую Троицу.

Ин тропарь, глас 8:

Крест приим свой, преподобне, радуяся, / нераздельным помыслом последовал еси Христу, / был купец еси воистину преславный, / яко не земное, но небесное сокровище стяжа / сего ради спасеся тобою мнози чада твоя, ихже возлюбил еси. / И ныне, отче наш Серафиме, молися / покаяние нам даровати и в разум истины приити.

На Господи, воззвах: стихиры, глас 5:

Радуйся, Церковь Русская, / яко в горькия годы безбожных гонений / украсилася еси сонмом новомучеников и исповедников, / иже Христу Спасу верность соблюдоша, / в нихже сияет преподобный Вырицкий Серафим, / яко яркое светило, / теплый молитвенник и добрый пастырь стада Христова.

Категория: Храм | Просмотров: 397 | Добавил: Сергей | Рейтинг: 0.0/0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Объявления

Желающим креститься или крестить детей (отцу, матери, крестному, крестной) необходимо прийти на огласительную беседу
в субботу в 16.00

Воскресная школа
нашего храма приглашает
детей и взрослых для
изучения Православной веры.
Телефон для справок:
8-915-157-93-55
о. Александр Дружинин



Календарь

Перейти к расписанию


Евангельские Чтения