Русская Православная Церковь.
Московский Патриархат
.
Главная » 2015 » Январь » 17 » Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник)

Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник)

«Усвоимся Богу в течение земной жизни. Он предоставил нам теснейшее соединение с Собою и дал на совершение этого величайшего дела срок - земную жизнь.» (108, 94).



(празднуем 18 - января)


Крещенский сочельник. Канун праздника — 18 января (5 января по старому стилю) — называется Навечерием Богоявления, или Сочельником. Службы Навечерия и самого праздника во многом сходны со службой Навечерия и праздника Рождества Христова.

Слово «навечерие» означает преддверие церковного торжества, а второе название - сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом – сочиво.

До 5 века было принято вспоминать рождение и крещение Сына Божия в один день – 6 января и назывался этот праздник Феофанией – Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и о явлении Троицы в водах Иорданских. Перенесено празднество Рождества Христова на 25 декабря (по Юлианскому календарю, или старому стилю) было уже позже, в 5 веке. Так было положено начало новому церковному явлению – святкам, заканчивающимся навечерием, или сочельником праздника Крещения.

В Сочельник Богоявления 5-го января (как и в Сочельник Рождества Христова) предписывается Церковью строгий пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, которая не является обязательной, но настолько удобна, что вошла в традицию повсеместно. Разумеется, в наши дни не у всех есть такая возможность, но пост соблюсти всё же необходимо: «Сице убо окормляеми Божиею Благодатию, лихоимства свободимся», говорит нам Типикон. Под лихоимством понимается всё, что вкушается сверх нужды и пусть мерилом здесь будет каждому его совесть. Меру поста верующие определяют индивидуально, по силам и благословению духовника. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром и первого причащения крещенской воды. Если чтение Великих часов с Навечерия, случившегося в субботу или воскресенье, переносится на пятницу, то поста в эту пятницу не бывает.

В сочельник, после литургии в храмах совершается Великое Освящение воды. Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется Агиасмой, или просто крещенской водой. Под влиянием Иерусалимского устава, с 11-12 века водоосвящение происходит два раза – и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается. Многие ошибочно считают, что вода, освященная в Крещенский сочельник, и вода, освященная в самый день Богоявления, - различны, но на самом деле и в сочельник, и в самый день Богоявления при освящении воды употребляется один и тот же чин великого водосвятия.
Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления. Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры "дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога".

При этом читается молитва: "Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь". При недугах или нападениях злых сил пить воду можно и нужно, не колеблясь, в любое время.

Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.
Нельзя забывать, что освященная вода – это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения. При благоговейном отношении святая вода не портится многие годы. Ее бережно хранят в святом углу, возле икон. Крещенская вода - это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина.

********


Крещенский Сочельник

Накануне Праздника Богоявления соблюдают такой же строгий пост, как и в канун Рождества Христова. Пища та же — разваренная кутья (из риса), с медом, ягодами, плодами и постные каши да пироги.

Кутья делается из зерен пшена и ячменя (реже из пшеницы с примесью сока из конопляного семени или меда); сочиво (взвар — компот) готовится из сухих плодов и ягод с медом.

На Крещение заканчивалось святочное веселье. На праздники, после торжественной службы совершалось великое освящение воды, для чего шли крестным ходом к реке или озеру, к заранее приготовленной проруби — «на Иордань». В Крещенский сочельник Церковь устанавливает строгий пост. Те, кто рядился на святках, купались в проруби, чтобы смыть с себя «бесовскую личину» после шумных святок. Купались также благочестивые и больные люди.

*********


Тропарь предпразднству

Тропарь, глас 4:


Возвращашеся иногда Иордан река милотию Елиссеевою, вознесшуся Илии, и разделяхуся воды сюду и сюду, и бысть ему сух путь, иже мокрый, во образ воистину Крещения, имже мы текущее жития преходим шествие. Христос явися во Иордане освятити воды.

Ин тропарь, глас 4:

Кондак, глас 4:

Во струях днесь Иорданских быв Господь, Иоанну вопиет: не убойся крестити Мя, спасти бо приидох Адама первозданнаго.

Ин кондак, глас 2:

Всех, Христе, Благоутробне, отъемляй прегрешений множество, милости ради безмерныя, Иорданскими водами креститися грядеши, яко Человек, одеждею мя одевая, славы древния обнажена люте.

Категория: Храм | Просмотров: 443 | Добавил: Сергей | Рейтинг: 0.0/0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Объявления

Желающим креститься или крестить детей (отцу, матери, крестному, крестной) необходимо прийти на огласительную беседу
в субботу в 16.00

Воскресная школа
нашего храма приглашает
детей и взрослых для
изучения Православной веры.
Телефон для справок:
8-915-157-93-55
о. Александр Дружинин



Календарь

Перейти к расписанию


Евангельские Чтения