Русская Православная Церковь.
Московский Патриархат
.

Отец Михаил СОТНИКОВ: Казалось, что мы служим в катакомбах…



8 ноября в нашем Храме отмечается престольный праздник. Сейчас, наверное, трудно найти местного жителя, который бы не смог указать дорогу к Храму Св.Вмч Димитрия Солунского на Благуше. Колокольный звон ежедневно напоминает людям о том, что настало время служить Богу, наполняет сердца радостью.
Среди прихожан нашего Храма не только зрелые местные жители с многолетним опытом церковной жизни, но и совсем юные ребята и девушки, молодые родители с детьми. Многие из них даже не представляют кем и когда восстанавливался Храм Св.Вмч Димитрия Солунского, как проходили здесь церковные службы в конце прошлого века.
Рассказать об этом мы попросили клирика Храма Св.Вмч Димитрия Солунского на Благуше иерея Михаила Сотникова:

Отец Михаил, известно, что Вы служите в нашем Храме буквально с первых дней его восстановления, как это начиналось?

Я пришёл в храм в 1992 году, так как был лично знаком с отцом-настоятелем протоиереем Сергием Косовым. Отец Сергий ещё в советские годы служил в Храме Воскресения Христова в Сокольниках, этот храм я посещал до армии. Потом несколько лет мы не виделись, и наша очередная встреча состоялась при весьма интересных обстоятельствах. В те времена я занимался в историческом клубе лейб-гвардии Семёновского полка, а руководитель клуба - Геннадий Владимирович Сарычев искал духовника для тех, кто этот клуб посещал. Какого же было моё удивление, когда Геннадий Владимирович пригласил духовного наставника в клуб для знакомства, а им оказался - отец Сергий. Выяснилось, что батюшка служит настоятелем Храма Св.Вмч.Димитрия Солунского на Благуше, который начали восстанавливать на месте бывшего предприятия по переработке драгоценных металлов. В одной из личных бесед, отец Сергий предложил мне стать алтарником. Тогда мне было 22 года.

А как на тот момент выглядел Храм? Сколько человек в нём служило?

Внешний вид представлял весьма плачевное зрелище – здание, которое досталось нам после предприятия, находилось в полной разрухе. Казалось, что мы служим в катакомбах. К тому же оно было в несколько раз меньше существующего ныне Храма. На плоской крыше самодельный деревянный крест, а на корявых железных воротах надпись краской: «Люди! На этом месте была церковь!» Эти слова написал замечательный человек – ныне покойный Александр Сергеевич Любимов. Это был настоящий московский интеллигент, церковный интеллигент, сын священника отца Сергия Любимова, который служил в Храме Св.Вмч. Димитрия Солунского ещё до его закрытия большевиками.
У Александра Сергеевича хранились какие-то чертежи, документы, фотографии старого храма и он всем сердцем желал, чтобы Храм восстановили в былом виде, таким, каким он был в царские времена. На его пожертвования в Храме были установлены колокола и било.
Однако в те годы Храм выглядел скорее как сталинградский «Дом Павлова», а не церковь. В нём даже потолка не было. Благотворители из военных пожертвовали нам обыкновенный десантный парашют, мы украсили его иконой и вот так, под парашютным куполом, организовывали богослужения. Для того, чтобы соорудить алтарь мне пришлось освоить профессию сварщика. Прихожане пожертвовали нам листы фанеры, которые для красоты мы покрасили марилкой, поставили временный престол, а вместо подсвечников использовались большие железные банки с песком. Вот такой скромный интерьер. А служили в Храме: настоятель – отец Сергий Косов, уставщик Георгий Гаврилович Ермилов и ваш покорный слуга – алтарник Михаил Сотников. Был хор. Регент - Ирина Владимировна Сарычева, внучка ныне покойного архимандрита Даниила Сарычева. Отец Даниил подвизался в Донском монастыре и, в своё время, ещё будучи совсем молодым человеком служил иподиаконом у святителя патриарха Тихона, о котором всегда говорил с чувством глубочайшего почтения. Ирина Владимировна была у нас регентом до тех пор, пока не ушла в монастырь. С тех пор мы практически не виделись.

Как же вы со всем управлялись? Наверное, прихожан было совсем немного?

Прихожан было достаточно. В те времена наш Храм был единственным действующим храмом в этом районе, поэтому народу, особенно на праздники, собиралось очень много. В крошечное помещение и двор было не протиснуться. Отца Сергия можно считать ревностным служителем – с каждым человеком на исповеди он беседовал очень подробно, вкладывал свою душу. Радовался с радующимися, унылых же приводил в бодренное состояние. Проблемы каждого человека пропускал через себя. Службы у нас из-за этого, конечно, казались несколько затянутыми, но народ стремился именно сюда, потому что люди знали, что в нашем Храме к ним никто не повернётся спиной.
Ядро общины формировалось уже в те времена. Служили по всем канонам, очень чётко. Уставщик Георгий Гаврилович был настоящим ветераном церковного служения. Он был постриженным в семинарии чтецом, такой классический пономарь - всё правило, всё чтение лежало на нём. Он очень хорошо знал службу, так как в своё время закончил и Московскую духовную семинарию, и Московскую духовную академию. Однако в силу того, что он не женился и, к сожалению, не принял сан, то он в таком сущем звании и остался, хотя многие его однокашники уже митрополиты. Это – митрополит Владимир Ташкентский и Среднеазиатский и митрополит Евсевий Псковский и Великолуцкий. Вот такой у меня был наставник.

А в нашем Храме происходили чудеса?

Один чудесный случай я хорошо запомнил: это произошло, наверное, в 1993 году. В Храм зашёл пожилой мужчина, судя по выправке, военный. Он с благоговением ставил свечи перед образом Св.Вмч.Димитрия Солунского, много свечей. Увидев меня, мужчина сообщил, что недавно выписался из госпиталя, где во время лечения пережил состояние клинической смерти. По его словам, в это время, в нашем Храме служили молебен святому Димитрию, который заказали родственники больного. «Я отчётливо видел эту службу как будто со стороны и, только благодаря заступничеству святого Димитрия Солунского, остался жив», - рассказал прихожанин.
Конечно в нашем Храме случались и другие чудеса, однако, этот случай показался мне наиболее удивительным.

Говорят, среди первых прихожан Храма были казаки. Какое отношение они имели к Храму?

Первые люди в форме, которые появились в храме, это, наверное, всё-таки семёновцы из клуба Геннадия Владимировича – доблестная гвардейская пехота. А что касается казаков, они появились здесь потому, что отец Сергий по происхождению был из Донских казаков. Тогда только начинался процесс возрождения казачества, и отец Сергий прикладывал все силы в этом направлении. Естественно, он стал привлекать не только Донских казаков, вскоре на территории храма образовался Казачий духовный центр. Конечно, надежды на это возлагались серьёзные. Но сложилось всё иначе. Как я понимаю, определённым силам невыгодно возрождение России, невыгодно возрождение определённых институтов, которые Россию созидали, расширяли границы государства. В казачьем движении появилось много людей, которые, вроде бы, стремились к чему-то хорошему, но как-то порознь. От этого происходили нестроения и, недаром же говорится, что если ты не можешь разрушить систему, возглавь её! Были люди, которые работали на разъединение, и в какой-то степени это коснулось и Казачьего духовного центра. Всё это негативно отразилось и на восстановлении храма. Аргументированных обещаний от, казалось бы, серьёзных людей было много, а реальных дел – мало. Своими обещаниями несостоявшиеся благотворители конкретно подставили отца. Церковное руководство рассчитывало на конкретные результаты, однако, не увидев их – сменило настоятеля Храма. Здесь следует отметить, что заслуги отца Сергия всё же оценили по достоинству – его перевели служить в довольно хорошее место.

Какие изменения произошли в Храме после назначения нового настоятеля?

Отец Пётр Липатов, уже известный в церковных кругах как талантливый администратор и добросовестный служитель, возглавил наш коллектив в 2000 году. Он пообещал, что через год мы не узнаем наш Храм, а в ближайший престольный праздник служба будет проходить на природном престоле. И своё обещание отец Пётр сдержал. Буквально за один год была проведена колоссальная работа: восстановлено здание церкви, дом церковного причта, появилась воскресная школа, столовая, просфорная…

А где до этого выпекались просфоры?

У меня в квартире. Мои жена и сестра в обыкновенной духовке выпекали по 150-200 просфор, которые я в коробке привозил на службу. Так и ездил из подмосковного Жуковского – с коробкой в руках.
Храм восстанавливался, число прихожан росло и у нас появились новые священники: диакон Алексий Митюшин, иерей Игорь Иванов, протоиерей Герасим Иванов.
К тому времени у нас уже было несколько опытных алтарников – Андрей Саницкий, Андрей Кривоногов, Юра Дмитриенко. Через несколько лет в алтарь вернулся Андрюша Околович, который помогал нам служить ещё в середине 90-х будучи совсем юношей. Так сложилось, что Андрей уезжал за границу на несколько лет, в течение которых мы не могли видеться.

Когда в нашем Храме появился ковчег с частицей мощей Св.Вмч.Димитрия Солунского?

В 2004 году. Это произошло благодаря стараниям клирика Киевской митрополии священника Сергия Новикова, который, находясь в Москве, иногда служил и в нашем Храме. Отец Сергий предложил киевлянам поделиться с нами частицей мощей, и вскоре драгоценный дар привезли в Москву.

Отец Михаил, что планируется сделать в Храме в ближайшее время? Настоятель отец Пётр не говорил Вам о своих планах?

В перспективе будет построен крестильный храм. Продолжаем травить грибок, планируется создание новой вентиляционной системы, которая позволит приступить к росписи.
К празднику в Храме установили шикарные, очень надёжные двери, продолжаются работы по обустройству алтаря. Многое сделано, много ещё предстоит сделать, однако более подробно об этом может рассказать только сам отец-настоятель, который делает всё для создания наиболее благоприятных условий, способствующих духовному росту и процветанию нашей Общины.

Объявления

В воскресные и праздничные дни:
Ранняя Литургия в 7.00
Поздняя Литургия в 10.00

Желающим креститься или крестить детей (отцу, матери, крестному, крестной) необходимо прийти на огласительную беседу
в субботу в 16.00

Воскресная школа
нашего храма приглашает
детей и взрослых для
изучения Православной веры.
Телефон для справок:
(495) 365-31-61
Галина Юрьевна



Календарь

Перейти к расписанию


Евангельские Чтения